Самовар в живописи русских художников. На протяжении 300 лет,как минимум, Россия устойчиво ассоциируется с самоваром, который можно поставить в один ряд с валенками, гармошкой и медведем. И если сегодня наша «чайная машина», как уважительно величали самовар иностранцы, приобрела оттенок интерьерной декоративности, то ещё два века назад она являлась обязательным атрибутом быта, неким символом достатка и домашнего уюта. И понятно, что живопись никак не могла обойти стороной сверкающие объёмные формы медного красавца, а потому он, нет-нет, да и мелькает на полотнах знаменитых художников разных эпох и направлений. Популярность самовара в роли объекта искусства отнюдь неудивительна; интересно другое. Любопытно рассмотреть, как меняется само отношение к этой приметной детали быта с течением времени. Смеркалось; На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал… А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Любой предмет имеет цикл существования, особенный путь и круг развития. Самовар - отапливаемый контейнер из металла, используемый для обогрева и кипячения воды. Это одно из самых старых приспособлений известных человечеству, известное с глубокой древности. Самовары и их предшественники встречались и производились во многих странах мира. По мнению лингвистов, слово самовар состоит из двух тюркских слов: "су" (вода) и "мавер" (прибор для кипячения). В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле - самовар или водогрей, в Ярославле - самогар, в Курске - самокипец, в Вятке - самогрей. Своим же появлением в Европе самовар обязан чаю. Впервые европейцы познакомились с чаем в 1610 году. Владелец уникальной коллекции самоваров Шахид Габибуллаев имеет самовар, изготовленный в Иране в 1717 году. Иранский город Боруджерд был основным центром производства. В нескольких мастерских до сих пор самовары выпускают вручную. В начале ХVII века уже существовали фонтаны для горячей воды. Английские «чайные урны» (аналоги самовара) относят к XVIII столетию. Во второй половине XIX века великолепные польские мастера создавали водогреи в Варшаве. Первоначальной родиной русского самовара в России является центр металлообрабатывающей промышленности - Урал. Многие оружейники Тулы также становились во главе самоварных заведений. Принято считать, что в России самовар появился, благодаря распространению чаепития. Однако раньше чая употребляли сбитень - напиток на медовой основе. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках. Им согревался на морозе простой люд. В 1730 - 1740 гг. самовары используют на Урале, а позднее и в Москве, Туле, Петербурге. Со второй половины XVIII в. самовары производили во Владимирской, Вятской, Ярославской губерниях. В производстве и усовершенствовании самоваров отразилось умение русских мастеров рационально для своего времени решать достаточно сложные технико-технологические задачи. Россия прославила самовар, соединив в единое понятие экзотический напиток, пришедший из Китая - чай, убранство стола и образ домашнего очага. Первое упоминание о русском самоваре относится к 1740 г. - этот водогрейный прибор был произведен на Урале, на Иргинском заводе. А суксунские изделия стали образцами для первых тульских самоварщиков - братьев Лисицыных. Официально задокументирован самовар, созданный братьями Назаром и Иваном Лисицыными в 1778 г. в Туле. Вслед за Лисицыными свои заведения по производству модных приборов начали открывать и другие туляки. К 1808 г. в Туле работало восемь самоварных фабрик. К 1820-м годам основную роль в самоварном производстве продолжала играть Тула, которую называли самоварной столицей. Наибольшего развития самоварное производство достигло в 1912-1913 годах. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте. Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин – Бориса Кустодиева, Владимира Маковского, Константина Коровина и других замечательных мастеров. Чаепитие за самоваром в живописи — это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Ведь в моменты истинного наслаждения, которое способен подарить легендарный напиток, человек открывает свою душу, сближаясь с окружающим миром. Художники разные, и чаепития разные, но тема сама по себе теплая и уютная! 1. Константин Маковский, картина «Боярышня за чаем» 2. Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923.  Холст, масло. 81 х 99 см. 3. Юрий Ильич Репин,(1877 - 1954). «На даче у Репиных» 1900 г. 4. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) За чайным столом. 1888 г. 5. Константин Егорович Маковский (1839-1915) Алексеич. 1882 г. 6. К.С. Петрова-Водкина «За самоваром».1926 г. 7. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) Гости учительницы.1928 г. 8.  Виноградов, Сергей Арсеньевич .  Купчиха за самоваром. 1936 г. 9. Великая Княжна Ольга Александровна Романова Натюрморт